?

Log in

No account? Create an account

the_morning_spb in temples_ru

Храм-усыпальница великого князя Сергея Александровича в Чудовом монастыре. 1909 г. (43 фотографии)

Это последнее захоронение в истории некрополя Чудова монастыря. В 1906 году в подклете Алексиевской церкви, в специально устроенном приделе св. Сергия Радонежского, совершили погребение великого князя Сергея Александровича, дяди Николая II. Усыпальница сооружена по проекту архитектора Василия Петровича Загорского (1846-1912).



Сергей Александрович с 1891 г. был московским генерал-губернатором и командующим Московским гарнизоном. Этот человек неоднозначно оценивался как в дореволюционное время, так и в последующие годы. За ним прочно закрепилось прозвище «князь Ходынский» (за массовую гибель людей на Ходынском поле в день коронации Николая II в 1894 г.) и числилось немало не одобрявшихся москвичами поступков (выселение евреев из Москвы, превращение комплекса Нескучного сада из места отдыха горожан в закрытую летнюю резиденцию генерал-губернатора и многое другое). Даже в мемуарах членов царской семьи, в большом числе публиковавшихся после событий 1917 г. за рубежом, мы не найдём положительной оценки жизни и деятельности этого человека.

Его убили 4 февраля 1905 г. по приговору террористической организации, которую возглавлял известный эсер Борис Викторович Савинков (1879-1925). Покушение на великого князя было совершено Иваном Платоновичем Каляевым (1877-1905) недалеко от Никольских ворот на территории Кремля. От брошенной в карету бомбы погиб и князь, и его кучер. Впоследствии на месте их гибели установили семиметровый памятный крест, выполненный по проекту художника Виктора Михайловича Васнецова (1848-1926).

В 1905 г. обстановка в Москве не позволила быстро совершить погребение члена царской семьи. К тому же требовалось время для устройства придела в подклети монастырского храма. Поэтому торжественные похороны Сергея Александровича осуществили спустя год – летом 1906 г.

Могила этого человека напомнила о себе спустя восемь десятков лет, уже в конце XX века. После сноса построек Чудовской обители в 1929-1931 гг., в земле остались фундаменты и даже подвалы. Во время ремонта брусчатого покрытия на Ивановской площади неожиданно образовался провал, через который увидели склеп со стоящим в нём гробом.

В гробу лежали останки великого князя, о чём свидетельствовала бронзовая пластина на крышке погребального сооружения. Тело очень сильно пострадало от взрыва бомбы и было в значительной степени муляжировано. Генеральский мундир украшал орден Святого Георгия IV степени и брелоки на золотой цепочке, в тряпичных пальцах рук блестели золотые кольца. Драгоценности передали в музеи Кремля, а склеп вновь засыпали. В сентябре 1995 г. состоялась церемония переноса погребения в усыпальницу рода Романовых в Новоспасский монастырь в Москве.

Стены склепа сложены из красного кирпича и облицованы эстляндским мрамором. Над местом погребения князя, в зале храма наверху, расположена рака с мощами святителя Алексия. В полукруглой нише, где было установлено «мраморное белое надгробие-саркофаг», стены были выложены «золотой мозаикой». «Вся нижняя часть стены (ниша саркофага) обложена мозаичною панелью с архаическим украшением, изображающим драпировку со складками». Иконостас отличает «необыкновенно изящная архитектурная концепция». «Середина иконостаса состоит из царских дверей и двух местных икон», «а боковые части, сквозные, состоят из двух с каждой сторон арок, опирающиеся на изящные прямые и витые колонны, из-за которых видны стены самого здания, увенчанные массой икон из моленной покойного великого князя».



Алтарные врата отлиты из бронзы в виде «крестчатой решётки». Иконы четырёх евангелистов и Благовещения обрамлены орнаментом в виде виноградных лоз и плодов.



По бокам от Царских врат установлены иконы Богородицы и Спасителя в резных мраморных рамах.



По сторонам Царских врат стоят «две пары столбиков; из них внутренняя пара – витые с коринфским оглавием». Арка над Царскими вратами украшена растительным орнаментом – «цветами, листьями папоротника, розетками». Капители внешних столбиков украшены парами голубей. Над аркой «осьмиконечный чёрный крест в золочёном окладе» и сцена Евхаристии.

Справа иконы «Воскресение Иисуса Христа (Сошествие во ад)», «Явление Господа апостолам по Воскресении», «Явление Господа двум апостолам в Эммаусе», «Вознесение Господне», «Сошествие Святого Духа». Ниже иконы свв. Сергия Радонежского, Марии Магдалины (в круге) и Саввы Звенигородского.

В левой части иконостаса установлены иконы «Распятие Иисуса Христа», «Нагорная проповедь», «Преображение Господа», «Поклонение волхвов». Ниже (слева направо) свв. митрополит Алексий, Александр Невский (в круге) и праведная Елисавета.

Все иконы обрамлены «тонкими гладкими белыми мраморными полосками». Иконы написаны академиком Клавдием Петровичем Степановым (1854-1910).



Алтарный свод позолочен.



Свод храма-усыпальницы «светло-лазоревый, небесной лазури».



На своде, у окна, изображён Благоразумный разбойник перед вратами рая. Ступени ведут к дубовой скамье. Из дуба также выполнены резные панели на стенах.



Стены в нишах покрыты «высеребренной рогожкой». Своды покрыты позолотой. В северной нише расположен «поминальный столик», в южной – два аналоя. На одном икона «Святцы», на другом «в ковчеге мантия св. Серафима Соровского».

На стенах образы «из богатого собрания икон великого князя Сергея Александровича».



Мраморное надгробие и ниша «производят глубокое впечатление своей изящной простотой». На арке два белоснежных Ангела («без крыльев») держат венок из голубых цветов. В центре венка «четырёхконечный крест, украшенный цветными камнями» с буквами А и Ѡ. Эта композиция повторяет фрагмент убранства церкви св. Виталия в Равенне.



Над дубовой дверью – икона Господа с предстоящими Богородицей и Иоанном Крастителем.


















Источник

Comments